Запрет на выезд и выход на лёд в Магадане продолжает вызывать споры – рыбаки предлагают альтернативы, спасатели предупреждают о рисках
Магадан – город, где рыбалка для многих не просто хобби, а часть жизни. Однако уже несколько лет действует запрет на выход и выезд на лёд в городских бухтах. Его сторонники говорят о безопасности, противники – о необходимости организации безопасной ловли.
В Магадане долгие зимы, и рыбалка здесь – больше чем хобби. Однако действует запрет на выезд на ледовый покров водных объектов – мера, принятая ради безопасности. Однако для многих рыболовов главным раздражающим фактором стали штрафы за его нарушение.
В советские годы для массовой рыбалки городские предприятия организовывали трансфер: автобусы везли людей на лёд и обратно, подвозили горячий чай и питание – так рыбалка проходила организованно и безопаснее. Сегодня же личный автотранспорт есть почти в каждой семье, и люди выезжают на лёд сами. Потребность в организованной рыбалке пропала, а вместе с тем появились запреты и масса негодующих колымчан.
Корреспондент телеканала «Колыма-Плюс» пообщался с инициативными рыбаками. Среди них – люди, которые рыбачат не один десяток лет и помнят, как всё было раньше. Сегодня они говорят о необходимости изменить сам подход к организации доступа на лёд. Рыбаки вспоминают, что раньше запрета не было, и считают: если выезд всё равно происходит, он должен быть организованным и контролируемым.
«Я помню, в поселок Тахтоямск даже прилетали на вертолетах и на самолетах, завозили рыбаков на один день, это была путевка выходного дня. Существующий запрет на выезд и выход на лед – он в принципе не имеет ничего общего с обеспечением безопасности рыбаков, выезд на лед должен быть, по моему мнению, оборудован по требованиям МЧС, то есть он должен быть разведан, должен проводиться мониторинг по бухте: толщина льда, вес машин, которые могут заезжать на лед», – считает рыбак Андрей.
«Хотелось бы, конечно, в первую очередь, чтобы был диалог между руководителями и простыми людьми, потому что охота пуще неволи, и рыбаки наши все равно полезут на лед, запрещай не запрещай, это любимое хобби, для многих вообще единственная отдушина, чтобы не сидеть дома, и они правдами и неправдами будут выбираться», – отметил рыбак Михаил.
Идея понятна: запрет без диалога малоэффективен – люди будут игнорировать ограничения. При этом рыбаки подчёркивают: спасательные службы выполняют свою работу, однако люди рассчитывают на разумный баланс между запретом и возможностью безопасного выхода на лёд.
«Надо отдать должное спасательным службам, они и так делают все возможное для предотвращения плохих ситуаций, а рыбалка всегда была, есть и будет неотъемлемой частью жителей Магадана. Просто не мешать рыбакам, все же здравомыслящие, адекватные люди, человек едет на машине, он прекрасно понимает куда, зачем он едет, и тут уже каждый решает для себя сам, если человек посмелее, он поедет, если нет, то оставит машину на берегу и пешком пойдет», – сказал рыбак Виталий.
В этом сезоне лёд в бухте Гертнера тоньше привычного – около 45 – 50 сантиметров. В прежние годы толщина могла достигать полутора метров. Основные точки лова находятся в трёх-четырёх километрах от берега. Пешком преодолеть такое расстояние в мороз и ветер готовы не все, поэтому большинство выезжает на личном транспорте. В МЧС подчёркивают: опасность создаёт не один автомобиль, а массовое скопление техники в одной точке.
«Вы посмотрите, какая выезжает масса автомобилей, и она находится практически в одном месте. Если бы они рассредоточились, а у нас как получается – где-то замахали, значит, там пошла рыба, начинается массовое перемещение по льду, и тогда уже не 10 и не 15 тонн именно на этом участке, а представьте, какая масса машин и сколько это веса – вот это опасно. В прошлом году мы убедились, когда лед начало ломать, в том году было два съезда, даже сейчас больше съездов, тем не менее мы увидели, что получается натуральная пробка, то есть вереница автомобилей, которые не могут выехать. Друг друга таскают, помогают, вытаскивают, взаимопомощь есть, но тем не менее народ выехать весь со льда сразу не может, а значит, если лед поломает, машины будут тонуть и могут погибнуть люди», – сказал главный государственный инспектор по маломерным судам ГУ МЧС России по Магаданской области Юрий Артюхов.
Рыбаки говорят: вместо того чтобы фиксировать нарушения, стоит выстроить систему безопасного доступа. За последние годы новые оборудованные съезды на лёд не создавали, а в некоторые периоды перекрывали и уже существующие. Были случаи, когда рыбаки самостоятельно заказывали спецтехнику, чтобы расчистить новые выезды. Существующий запрет введён ради безопасности – и риски действительно существуют. Однако зимняя рыбалка остаётся частью жизни Магадана. Решение этого вопроса возможно только при совместной работе – с чёткими правилами, мониторингом состояния льда и открытым диалогом между службами и жителями.