Яков Радченко: Думаю, что региональные власти будут решать проблему нехватки самолётов введением дополнительных рейсов  

11 марта 2020 | 11:00

О том, какие меры предпринимают для решения проблемных вопросов авиаперевозок на Колыме, к чему привела программа «плоских» тарифов и о том, как будет устроено голосование по вопросам Конституции рассказал корреспонденту «Колыма Плюс» председатель Общественной палаты Магаданской области Яков Радченко.

— Скоро пройдёт голосование по вопросам Конституции и необходимо организовать общественное наблюдение. Будет ли в этом принимать участие Общественная палата и как это всё будет устроено?

— Закона пока нет, а это голосование будет проходить по отдельному закону. На отдельных особенных условиях. Но уже сейчас по проекту ясно, что на участках будут наблюдатели и эти наблюдатели будут общественные. Направлять их будет Общественная палата нашего региона и Общественная палата Российской Федерации. Такая подготовка уже ведётся. Общественных наблюдателей будет нужно достаточно много, потому, что предполагается довольно большое выездное голосование. На каждый выезд нужен не только член избиркома участковой комиссии, но и наблюдатель.

Что важно, отличие этого голосования от других в том, что единственным наблюдателем, который там будет, будет общественный наблюдатель.

— Много ли людей нужно к этому привлечь и могут ли стать те, кто не является членами Общественной палаты?

— Общественной палаты не хватит ни нашей, ни муниципальных. Мы оцениваем, то по области порядка 400 человек понадобится.

— Это колоссальное количество людей.

— Это много. Это серьёзная кадровая работа и большая на нас нагрузка по привлечению таких людей. Сейчас мы начали этим заниматься. Задача серьёзная.

— Будет ли какой-то отбор специфический?

— Сложно сказать. Партийных наблюдателей, поскольку это не партийные выборы в органы власти быть не должно, кандидатов там тоже нет. В первую очередь, у людей должно быть желание участвовать в этом историческом событии. По сути, это волонтеры, добровольцы. Из таких позиций исходить при подборе.

— Будете опираться на то, хочет человек или не хочет.

— Конечно. Это же общественная работа, это не оплачивается. Это, по сути, по зову души, из интереса. Примерно так было на выборах президента, когда было общественное наблюдение. Люди шли. Им было интересно поучаствовать в этом процессе, посмотреть. Их ожидания оправдались, они были довольны, получили опыт, эмоции определённые и увидели, как работает система. Я думаю, что такие же мотивы должны быть и сейчас.

— Общественная палата занимается многими вопросами, держит их на контроле. Авиация — болезненная тема для нашего региона. Как обстоит сейчас ситуация? Какие меры, может быть, предпринимаются или какие требуются меры для того, чтобы её улучшить? Особенно это касается «пиковых» дат, летнего отпускного сезона.

— Мы мониторим практически 5 лет ситуацию на авиарынке и всегда уделяли этому огромное внимание. Я думаю, что не без нашего участия были достигнуты те результаты, которые сейчас есть. Это то, что для Магадана есть «плоские» тарифы. Это направление было включено «Аэрофлотом».

Сейчас, в это время у нас четыре рейса на Москву по «плоским» тарифам. Они повысились незначительно. Были проиндексированы по последнему году, хотя за время всей программы тариф не менялся. Есть логика в том, что он мог повыситься больше, но повысился незначительно — 22.950 туда и обратно, четыре рейса в неделю. Для людей этого хватает, но сейчас мы ощущаем, что этого не хватает для грузов. Мы только отметили только 23 Февраля, а сейчас еще более серьезный праздник 8 Марта. Поступает информация, мы сталкиваемся с тем, что идёт серьёзная задержка доставки товаров из популярных интернет-магазинов. Это говорит о чём?

— О том, что перегружены.

— Не хватает грузовых ёмкостей. «Аэрофлот» выполняет не только функцию пассажирскую, но и грузовую. Мы запрашивали у интернет-магазинов, они говорят: «в первую очередь грузят продукты, цветы, медикаменты, а наши заказы — это не первоочередной товар». Это первая проблема.

Вторая проблема: то, что будет летом, с середины мая, «Россия» переходит на ежедневные рейсы и уже есть длинные периоды, когда нет билетов. Или туда, или обратно. Повторяется ситуация прошлого года. Конечно, здесь необходимы дополнительные рейсы.

Программа «плоских» тарифов к чему привела? К тому, что в прошлом году аэропортом «Магадан» был установлен рекорд за всё постсоветское время по пассажирообороту. Люди почувствовали возможность доступных билетов и стали летать больше. Соответственно, теперь не хватает самолетов. Я думаю, что региональные власти, как и в прошлом году, будут решать вопрос о введении дополнительных рейсов.

Группе «Аэрофлота» это тоже выгодно — иметь гарантированно загрузку 100%. Даже по цене на уровне себестоимости. Это достаточно выгодно. Плюс к тому — грузы надо тоже учитывать. Это дополнительная прибыль компании. Тариф для грузов не «плоский», там тариф рыночный.

Был дискуссия по поводу квотирования «плоских» тарифов для жителей региона. Мы выступили против. Против выступили и органы власти. Много об этом говорили, но я скажу коротко. Если нам не хватает 100%, предположим, то почему нам должно хватить 40% от 100%? Элементарная логика. Тем более, когда у авиакомпании появляются различные тарифы на одном и том же рейсе, как на всех рейсах, то они начинают играть маркетинг: продавать сначала то, что можно продать подороже, а то, что подешевле, как «плоские» тарифы, останется где-то «зажатым». Это будет лотерея — купишь или не купишь. Даже в такой спокойный сезон как март или апрель.

Поэтому, мы против. Я надеюсь, эта идея не пройдёт и «плоские» тарифы останутся. Просто надо двигаться надо в направлении увеличения числа рейсов.

— Последний вопрос — алкоголизация. Очень много сейчас обсуждается эта тема на разных площадках. Областная дума ввела новый запрет ограничения в течение 5-ти дней. Как вы считаете, ограничение такого формата приведёт к улучшению ситуации?

— Я считаю, у нас, в целом, государственная политика в сфере алкоголя разумная. У нас сильно снижается потребление. Если брать периоды 10-15 лет — это ощутимо. Мы и по жизни своей наблюдаем.

— Но есть официальная статистика: за 5 лет Магаданская область с 83-й на 81-ю позицию ушла в георейтинге «Трезвая Россия».

— Этот рейтинг не учитывает кое-что. Отталкиваться от общественных рейтингов, предположим, или от цифр потребления не очень правильно почему? Потому что, если мы возьмём южные регионы России или центральные.

— Конечно, там свои виноградники.

— Центральная Россия — это самогоноварение, причем высокая доля сельского населения, которая в принципе это не покупает. Сама делает. У нас сельского населения нет и самогоноварения практически нет. Виноградников — само собой, абсолютно нет. Плюс к этому, мы поставляем алкоголь в улусы и Якутию, где, по сути, сухой закон. А это, между прочим, если у нас 140 тысяч жителей, то эти улусы, которые через Магадан снабжаются, это 40 тысяч человек.

— Добавляются.

— Это достаточно серьёзно. Поскольку очень долго, очень много раз предлагалась эта мера, чтобы не продавать в День молодёжи. Ладно, давайте попробуем. Не будем продавать, посмотрим, что из этого выйдет. Изменится ли эта статистика, которая нас пугает.

— Не приведёт ли к тому, что алкоголь заменят другим — запрещённые препараты?

— В этом тоже есть проблема. Когда мы первые разы рассматривали эти алкогольные инициативы, мы говорили о том, что бОльшая проблема — распространение различных веществ среди молодёжи. Не проблема алкоголя. Действительно, если мы сильно «зажимаем» алкоголь, может всё перетечь в более опасную сферу.

Радио Колыма
Fm 107.5
Play
Stop