Впервые в истории колымского образования магаданский педагог стал лауреатом конкурса «Учитель года-2020»
О современном образовании и конкурсе в интервью телеканалу Колыма-Плюс рассказа учитель истории и обществознания 13 гимназии Магадана Константин Зеленский.
– Константин, давайте поговорим про закулисье — то, про что, может быть, не рассказывали, то что остается за кадром. Какая атмосфера была? Действительно, вот все друг друга поддерживали или всё-таки была реально жёсткая конкуренция и каждый был за себя. — Значит, ну расскажу таких 3 истории. Значит, история первая. У нас был парень, который... У него была часть урока, была связана с вазой, то есть у него ваза должна быть как атрибут обязательный, и он ее разбивает. – Он ее разбил? Точно он разбил? — Да, он разбил, он сам ее разбил. И вот буквально через 2 часа выступление, и он пишет в группу «Ребята, срочно нужна ваза!». И вот 85 человек, которые с каждого субъекта, они, действительно, начали каждый вот кто где в магазинах видел, что-то ещё, пытались найти эту вазу в отеле, звонили знакомым, кто жил в это время в Волгограде. В общем через час ваза была найдена. Второй пример значит. У меня на уроке использовался элемент «Красная звезда», нарисованная такая, вот советская классическая наша звезда. И я вез ее нарисованной из Магадана, но там в процессе транспортировки немножко ее повредил. В общем нужно было нарисовать звезду, но я рисовать не умею, даже простые звёзды это для меня... Чтобы это было красиво, это проблема. Я пишу в группу «Ребят…» – Кто умеет рисовать звезду? — «Кто умеет рисовать звезду? У меня есть рыба» — говорю — «Плачу рыбой красной». Я уверен, что откликнулись не потому что рыба была просто откликнулись вот. Ну в принципе очень много желающих было помочь и даже в принципе безвозмездно. – Нарисовали 3 звезды? — Да, нарисовали 3 звезды, реально 3 звезды нарисовали, я потом выбирал, но это было очень приятно. Вот, и третий такой пример. Это уже когда мы стали, понятно, пятнашка, которая уже была, там пятёрка и мы все вот... Ну каждый выбрал своего такого вот фаворита, как бы ставили такие негласные ставки, да, ну был у нас такой местный тотализатор. Но он был без злобы, потому что каждый отмечал, что вот у него есть... У каждого участника есть свои сильные стороны. Мы когда вот общались, допустим, мне понравился урок, допустим, там у Андрея, да, там из Орла, например. Мне понравился там мастер-класс Елены, например, из Чувашии. То есть мы все равно все отмечали то, чему можно было научиться. И вот я могу сказать, что не было такого участника, ни одного участника, у которого прямо было бы вот всё ну прямо вот супер там идеально, супер интересно, супер классно. У кого-то были такие, ну такие вот свои изюминки, которые было интересно подчеркивать… – Плюсы и минусы у каждого свои? — Да, абсолютно, то есть не было какого-то такого прям идеально такого прям выглаженного выступления. И вот такая атмосфера, что есть люди, которые в чем-то могут быть лучше тебя, но ты едешь сюда... Приехал сюда поучится в первую очередь, потому что всё-таки... Вот эта вот фраза, когда говорят «Лучший учитель России». Он просто победил в конкурсе, но это еще не означает, что он там лучший. Потому что понятно, что многие люди просто не могут участвовать по разным причинам, кто-то стесняется, у кого-то нет времени, у кого-то есть семейные там, да, обстоятельства, всякие. – Они не хуже? — Они не хуже, поэтому вот эта фраза «Лучший», ну она немножко коробит, потому что каждый учитель он по-своему прекрасен. Вот я так считаю и в принципе, я думаю, 85 человек, которые были там в этом соревновании. – Говорят, урок вы проводили в роли Ильича. — Элемент. – И даже поткартавливали как Ильич, нет? Сможете сейчас изобразить? — Нет. «Товарищи, революция в опасности!». – Все-таки «р» твердая звучала? — Специально, да, специально не картавил, для того, чтобы не высмеивать в карикатуру, потому что понятно, что вот есть образ такой, ну, карикатурный Владимир Ильич Ленин, а я все-таки считаю, что это фигура хоть и спорная в истории, но достаточно великая фигура и над такими людьми смеяться в принципе нельзя, нужно воспитывать уважительное отношение и поэтому, входя вот моментами там в образ Владимира Ильича Ленина, хотелось вот именно показать больше не столько вот именно какие-то такие манеры, да, вот именно образ, стиль человека, который властный, человек, который лидер, человек, который способен своим словом завести толпу, человек, который может вести вот за собой людей. – Дети это поняли? — Дети испугались поначалу, то есть потому что я... – Они же не знают его. — Да, я входил немножко так очень эмоционально в образ, то есть сначала такой был спокойный размеренный... – Был нормальный учитель. — Да, был размеренный рассказ, а потом почему-то вдруг резко снимается пиджак, появляется человек в жилетке, с кепкой в руках, что-то про какую-то революцию. Вот, но потом они в принципе... – Все вздрогнули, замерли… — Они реально вздрогнули, сначала не понимали. Я смотрю члены жюри так тоже сначала смотрят как-то так типа «Что происходит?». Потом начали улыбаться, потому что образ стал более узнаваем. – Какой класс был? — Это был 10 класс. То есть это уже были взрослые. Они, нет, они понимали, потому что Ленин... Они как бы с ним знакомились еще до этой темы, потому что он имел значение там и в Февральской, и Октябрьской революции, все эти моменты там изучаются, но для них это было таким приятным сюрпризом, потому что потом подходили ко мне, обсуждали, они говорят: «Слушайте, напугались», но вот этот эмоциональный такой драйв, который вот, вспышка возникла, она помогла им даже больше, лучше запомнить материал. – Вы говорите у вас был свой тотализатор. Вы в этом тотализаторе держались ближе к 10, к 15, к 20? Была уверенность, что попадете в 15? — Скажу так, мы подводили значит были у нас такие неформальные итоги, каждый писал свою пятерку, и я был в 57 листах. –А сколько всего было? — 85, то есть 57 человек… – Признались, они признались честно. — Участников, да, то есть они без фамилии, точнее мы не знали кто там что писал, то есть именно не подписывали листочки, но писали, что как бы вот, что «Зеленский, он вот должен быть», то есть 57 человек, я вот думаю, из 85 именно педагогов, да, то есть не жюри, а люди, которые видели, общались, я думаю, это тоже такой, ну, очень серьезный результат. – Надо было это показать членам жюри. Говорят, что специальный приз вам дали. За что и что за приз? — Дело в том, что я неразрывно, несмотря какая была бы тема урока там или выступления, я всё равно говорил о Магадане, то есть старался упоминать в разных контекстах. – За это от меня лично, вот от меня лично отдельное спасибо. — Спасибо. Да, потому что я очень трепетно отношусь именно к нашему городу, к нашему краю и к нашей истории, которая такая непростая, но интересная и когда многие позволяли себе такие, на мой взгляд, не очень уважительные вопросы или какие-то неуважительные комментарии, мне приходилось в формате «Вопрос-ответ», реагировать на это и указывать, что Магадан — это город не тех стереотипов, которые о нем существуют. Хотя уже пора признать, что это было безусловно, но и искать новые, стороны, которые могут быть более интересные и поэтому, я думаю, что жюри это отметило, потому что увидели выверенную, правильную позицию по отношению к своему краю. Я думаю, что за твердость этой позиции, что действительно Магадан, Магаданская область, Колыма, эти слова, наверно, звучали больше, чем фамилия Зеленский на конкурсе. Думаю, что это тоже стало таким основанием приятным. Но по крайней мере я уверен, что все участники теперь точно запомнили, что есть такой город Магадан, хотя я уверен, что учителя и так знали. По крайней мере ученикам они расскажут, на карте покажут и дурацких вопросов, что «Магадан — это где? Или это фамилия, да?» Как когда я был на одном мероприятии всероссийском другом, говорю: «Константин Зеленский, Магадан». Мне говорят: «Фамилия?». Я говорю: «Отчество». Вот странные были ситуации. Я уверен, что их, наверное, уже больше не будет или будет меньше. – Специальный приз денежный, я так понимаю? — Да. – Какую-то сумму? — Это 200000 на... Это не личные деньги, это на модернизацию школы, то есть для того, чтобы купить какое-то оборудование. Я уже примерно представляю, что можно сделать. Возможно оборудуем кабинет истории, мой кабинет, либо кабинет кого-то из коллег. Но в любом случае – это будет подарок, который будет связан именно с формированием цифровой образовательной среды: интерактивная панель, интерактивная доска, то, что сегодня является уже не новинкой, а нормой при организации процесса. – Ещё поговаривают, что количество подписчиков у вас резко увеличилось после этого конкурса? — Да. – Сколько было, сколько стало? — Ну было где-то 2800, сейчас, по-моему, уже там 3100, где-то так, причем подписывались, как и дети, у которых я вел урок, подписывались и другие учителя из других городов, и сами участники конкурса, и дети, точнее ученики участников конкурса, то есть я не всегда там географию мог отследить. Вот было такое выступление, классный час я давал, он такой был немножко нестандартный. И он вызвал неоднозначную реакцию и, конечно, люди хотели посмотреть, кто этот человек, да, вот который так вот на всю Россию значит во время урока включает рэп. – Чем он еще увлекается и занимается, это всегда интересно.— Да, это было интересно и поэтому многие подписывались, задавали вопросы, некоторые критиковали в чём-то, некоторые желали удачи. Но в любом случае я ко всем относился положительно, потому что это, во-первых, внимание, когда человек тебя критикует, он в любом случае высказывает свою позицию, чтобы дать тебе такую точку роста и я всем был благодарен и по возможности, конечно не всем отвечал, потому что времени не было, но реагировал, что «Спасибо, это очень ценно». – И совсем коротко, 10 секунд времени осталось. То, что был представитель в жюри наш человек, это подбадривало? — Это очень подбадривало, потому что... Я не пользовался этим, но само понимание, что наши люди есть и вот наши люди конкурс постепенно, скажем так, захватывают, не побоюсь этого слова, это было очень приятно. – Наши люди — это Виктория Каранова, для тех, кто не знает.