Почему колымчане жалуются на ЖКХ и чем опасны незаконные перепланировки в квартирах Магаданской области 

27 марта 2020 | 09:30

 В интервью телеканалу  «Колыма Плюс» руководитель государственной жилищной инспекции Магаданской области Татьяна Берчинская рассказала  о том, куда и кому жаловаться на плохое содержание многоквартирных домов.  

— Подведем некоторые итоги вашей работы в прошлом году. Количество обращений: сколько их было и увеличилось ли оно по сравнению с прошлым годом?

— Если говорить об общем количестве обращения от граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, государственной власти, то их было около 5 тысяч.

Если говорить конкретно об обращениях граждан, как физических лиц, то их было 1,582. Мы их всех рассмотрели и на все обращения были отправлены ответы. Количество обращений примерно такое же, как и в прошлом году. В прошлом году их было 1,483. Незначительный рост числа обращений граждан можно связать с тем, что граждане стали более активно пользоваться информационными системами. Такими, как ГИС ЖКХ. В соответствии с этой системой можно, грубо говоря, не сходя с дивана, направить обращение, которое будет авторизированно, зарегистрировано и рассмотрено инспекцией в установленные законом сроки.

Количество таких сообщений, направленных через систему ГИС ЖКХ, незначительно возросло. Сейчас люди активно используют и социальные сети. Единственное, мы ограничены законом о защите прав юридических лиц. Даже если люди обращаются через какие-то социальные сети, мы обязаны установить и идентифицировать их.

Мы связываемся с этим человеком, устанавливаем его фамилию, имя и отчество, адрес регистрации и оформляем это обращение как карточку личного приема.

— А через какие социальные сети? Одноклассники, Вконтакте?

— Абсолютно через все. Сейчас мы завели свою страничку в Instagram?

— Если человек туда написал, его вопрос не останется без ответа?

— Естественно. Но мы, в отличие от вас, должны сперва идентифицировать человека, потому что на нас распространяется и 59-й закон , и 294-й закон, защищающий интересы хозяйствующих субъектов, которые мы проверяем.

Если человек идет на контакт, если мы через соцсети с ним связываемся, он позволяет себя идентифицировать и более подробно излагает суть проблемы, то для нас это является основанием для проведения проверки.

— То есть, человеку лучше сразу писать свои фамилию, имя и отчество, чтобы упростить?

— Если он хочет, чтобы его обращение было рассмотрено, проведена проверка и приняты конкретные меры, то в отношении органов контроля — да.

— Какие обращения самые популярные? На что жалуются?

— Самыми популярными, на протяжении нескольких лет, продолжают оставаться жалобы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. К сожалению, возраст наших домов оставляет желать лучшего. Вновь строящихся домов у нас очень мало. Поэтому, основная масса обращений, это обращения связанные с содержанием, ремонтом общего имущества. Таких обращений порядка 80%.

С каждым годом растет количество обращений, связанных с незаконными перепланировками. Грубо говоря — жалобы собственников на соседей.

— Обоснованные?

— 34 случая фактов незаконных мы выявили в этом году.

— В 2019 году?

— Да, в 2019 году. Мы говорим об отчетном годе. 34 случая фактов незаконных перепланировок и переоборудования мы выявляли в прошлом году. Принимали соответствующие меры, назначали административные штрафы и направляли в органы местного самоуправления, в специальную комиссию, для принятия решений. Закон предусматривает, что орган местного самоуправления обязан предупредить этого собственника, дать ему время, чтобы он привел все в прежнее состояние.

В случае, если он не приводит, не исполняет решение межведомственной комиссии, мы опять проводим проверку, а дальше орган местного самоуправления обращается с исковым заявлением в суд. В дальнейшем, в таких случаях возможна продажа с открытых торгов. Это предусмотрено жилищным кодексом.

— То есть, у человека могут отобрать квартиру?

— Не отобрать. Ее продадут. Часть денег будет использована для приведения в первоначальное состояние, а остаток будет возвращен этому собственнику.

Незаконные перепланировки и переоборудования могут повлиять на безопасность проживания. Если кто-то бездумно нарушил несущие стены, то это может обернуться катастрофой. Мы знаем о нескольких таких случаях, которые происходили на территории Российской Федерации, когда обрушались целые подъезды из-за того, что кто-то из собственников незаконно провел перепланировку или переоборудование своего жилого помещения.

— Говорили о работе управляющих компаний, что жалуются в основном на них. В прошлом году семь лицензий по управлению многоквартирными домами аннулировали через суд. Это управляющие компании или предприниматели, которые занимаются обслуживанием.

— Это управляющие компании, но здесь не за нарушения аннулированны лицензии. За нарушение очень сложно аннулировать лицензию. Там есть определенный порядок. Надо неоднократно нарушить и допустить грубые нарушения. Эти нарушения в течение года должны быть дважды подтверждены судом. Суд рассматривает в определенные сроки. У субъектов есть возможность подать апелляционную жалобу.

Все эти случаи связаны, два случая — предприятия-банкроты. Жилищный кодекс позапрошлого года предусматривает нашу обязанность, в случае если предприятие признается банкротом, исключить абсолютно все дома из реестра лицензии этого предприятия. Это хорошо и правильно.

До позапрошлого года такой нормы не было и предприятие, находясь в стадии банкротства, продолжало формально выполнять работы по содержанию и ремонту, а спросить с нее уже было невозможно. Дома числились в реестре их лицензий и избрать другую компанию было практически невозможно, если собственники не проводили собрания.

Сейчас, как только мы получаем решение судебного органа о вступлении в законную силу решения о признании банкротом, мы тут же вносим изменения реестр лицензий. Абсолютно все дома исключаем из реестра, информируем орган местного самоуправления, о том, что у них на территории появились дома без управления. Они в 15-дневный срок должны организовать проведение собрания. Если собственники не определяются, то эти дома выставляют на открытый конкурс и проводят конкурс по отбору управляющей компании.

В этом смысле изменения в жилищное законодательство позволили более оперативно решать вопрос с теми домами, которые были в управлении управляющей компании-банкрота.

Еще пять случаев аннулирования лицензии было связано с тем, что управляющие компании в свое время получили лицензии, но к управлению так и не приступили. Грубо говоря, это управляющие компании-нулевки.

— Это все Магадан или Магаданская область тоже?

— Магадан и Магаданская область.

— В прошлом году приезжал министр ЖКХ. Он отмечал работу вашего ведомства и просил увеличить ставки для вас. Получилось ваш штат увеличить или нет?

— На протяжении 3-х лет мы работаем в количестве штатных единиц 20 человек. В настоящее время мы со своей работой стараемся справиться именно теми силами, которые есть. В данном случае ведем работу больше не на увеличение количества, а на увеличение качества. Проводим мероприятия, связанные с повышением квалификации наших специалистов.

Например, в 2019 году у нас получилось шесть наших специалистов обучить за пределами территории Магаданской области. Они получили очень хорошие аттестаты, которые определили их как специалистов по мониторингу технического состояния зданий и сооружений. Для нас это очень важно.

Большинство вопросов, которые рассматривает инспекция, связанных с содержанием ремонта многоквартирных домов, здесь надо обладать определенными познаниями. А именно — связанных с мониторингом технического состояния. Плюс — государственно-жилищная инспекция часто привлекается судами. Если вы посмотрели по отчету, мы 122 раза, не по собственной инициативе, а по инициативе суда, были привлечены судом в качестве третьего лица для дачи всевозможных заключений. Такое повышение квалификации необходимо для специалистов инспекции.