О зарплатах, быстром интернете и питании в школах рассказал Сергей Носов

24 января 2020 | 20:00

Губернатор Магаданской области Сергей Носов прокомментировал в интервью телеканалу Колыма Плюс актуальные для региона темы: питание в школах, строительство, капремонт и цифровизация школ, повышение зарплат.

— Сергей Константинович, здравствуйте. Главным событием января можно смело назвать послание президента Российской Федерации. Вы были непосредственным участником данного мероприятия. Не будет преувеличением сказать, что темы, обозначенные президентом, касаются каждого россиянина и каждого жителя Магаданской области. Поэтому нам хотелось бы самым подробным образом вас расспросить относительно того, как эти планы будут реализовываться на территории Магаданской области.

— Президент в послании заявил о том, что все дети, с первого по четвёртый класс, ученики начальной школы, будут обеспечены бесплатным школьным питанием. При этом он обозначил, что школы должны быть готовы. Я так понимаю, это должна быть столовая и качество питания, и организационные возможности покормить в течение 15-20 минут сотни детей. Вот скажите, школы Магаданской области готовы к этой программе, к обеспечению тотальному всех учеников младших классов едой?

— Вы в своём вопросе обозначили две проблемы. Это финансовая и организационная.  О финансовой сначала.

Около 7 тысяч учеников начальных классов и чуть более 200 млн рублей требуется для решения этого вопроса. Деньгами мы занимаемся и проблем здесь не будет. Мы планируем уже с 1 февраля запустить начать выполнение этого поручения. Финансово мы готовы.

Что касается организационных вопросов. Здесь ситуация немного сложнее. Здесь нужно не просто профинансировать обеды, компенсировать стоимость и так далее. Речь идёт об изменении качества питания, организации питания. 

Я считаю, есть хороший выход — централизация и переход на новые современные стандарты. Централизация, привлечение специалистов или компаний,  позволяет достичь стандартов, дополнительно получить инвестиции при сохранении стоимости и качества обеда. 

Такая практика есть на Дальнем Востоке, в центральных районах страны. Я считаю, что нам нужно их внедрять. Тем более инвестиции от кейтеринговых компаний позволяет за счет инвестора, за счет его внутренней эффективности это сделать. Практика показывает, что хозяйствуют они лучше.  

Такие подходы позволяют получить инвестиции в модернизацию оборудования, в капитальный ремонт в столовых учебных заведений.  Это будет организационная инновация, которая сегодня получила широкое распространение в Российской Федерации.

— В продолжение темы образования: президент поручил правительству оценить потребность в дополнительных местах в российских школах, при чем, сделал акцент на то, что необходимо не только строить новые школы, но и эффективно использовать уже имеющуюся инфраструктуру. Какова потребность Магаданской области в новых, дополнительных местах в наших школах?

— Это очень правильное поручение. Дополнительные места нужны. Это чёткая установка. Это связано с нагрузкой на детей, которые вынуждены учиться в две или в три смены. Это и нагрузка на учителей. Необходимо создание новой, современной, качественной среды обучения.

Что касается новых школ, с учётом тех проблем, которые реально существуют в Магаданской области, совершенно правильно в своем послании указал президент. Нужно разделить эту проблему на две части: строительство новых и капитальный ремонт существующих, старых.

По строительству новых. Первые объекты строительства, которые уже фактически стартовали: это школа в Оле на 852 или 850 мест, сейчас окончательно уточнятся, есть ещё возможность внести правки; школа в третьем микрорайоне на 530 мест — фактически проект закончен, нужно пройти последние согласования. Для меня это было очень важно — максимально учесть пожелания жителей третьего микрорайона по сохранению сквера. Хороший сквер, который, кстати, требует ухода за ним. Понятно, почему они беспокоятся зоб этом месте. 

Сейчас идёт согласование с администрацией Магадана одного из самых лучших, на наш взгляд вариантов с сохранением сквера. Я надеюсь, что постараются найти грамотное решение, цель которого – услышать граждан. Инженерное решение, позволяющее разместить школу должным образом.

В отдаленных планах – строительство еще одной школы в Магадане на 530 мест. Как говорится, поживём — увидим. Давайте начнём и построим то, что я сказал.

Что касается капитального ремонта. Есть серьезное непонимание. Может быть и у работников образования, в лице директоров школ, у глав муниципальных образований, под чьим контролем находятся школы — непонимание, что такое капитальный ремонт. Надо не путать косметический и капитальный. Такая путаница сплошь и рядом. Я видел те ремонты, которые пытались называть капитальными. Так не пойдёт.

Капитально отремонтированная школа может быть не хуже и по внешнему виду, и по содержанию внутри, вновь построенной. Да, она не всегда соответствует тем нормативам. Я сталкивался с этой ситуацией. Мы говорили с вами и про питание детей в школах. Нормативы к столовым сегодня в современных школах отличаются от того, что мы с вами имели в школах более ранней постройки.

Но ничего не мешает привести их в такой порядок, чтобы соответствовать всем СанПиНам и самое главное — радовать детей и персонал качеством приготовления блюд и эстетикой, в которой это всё происходит.

У нас 26 учебных заведений. Мы посчитали это одним из главных мероприятий программы развития Дальнего Востока, которая входит сегодня составной частью в систему пространственного развития Российской Федерации. мы считаем, что это один из главных моментов. Мы настаивали на этом в 2019 году. И в послании президента мы увидели, что мы были правы. У нас новое правительство, в дальневосточном правлении ничего не поменялось. Я буду ставить вопрос: где подтверждение финансовое того, что было записано в программе. Для нас это важно. 
Пора готовиться к капитальному ремонту наших учебных заведений. Мы наметили несколько первых, до пяти школ, по которым сейчас ускоренно готовится проектно-сметная документация. Мы понимаем, что не позже середины мая надо начинать.

— Не менее важна тема цифровизации школ. Как будет эта задача реализована в Магаданской области, учитывая то, что мы знаем, что не всё муниципальные округа подключены к оптоволоконным линиям связи?

— У нас есть серьёзные замечания почти ко всем муниципальным округам, за исключением, может быть, Хасынского и Ольского, Палатки и Олы. Помимо тех частных компаний, которые уже пробросили оптоволокно в наши отдельные районные центры, я имею ввиду Ягодное или Сусуман, сегодня работает и подписан контракт с «Ростелекомом», который является единственным подрядчиком в Минкомсвязи по прокладке оптоволокна.

Мы должны закольцевать надёжно Сусуман и Ягодное, Магадан и дальше – Омсукчан, Сеймчан и Усть-Омчуг. Эта программа должна быть выполнена 2020-2021 год. Мы будем торопить и внимательно следить.  Для нас принципиально важно. Сколько угодно можно напихать цифрового оборудования в школы, больницы, но, если не будет устойчивого интернета — это не очень эффективно использованные средства.

Наиболее сложная ситуация в Эвенске, Северо-Эвенский район будет обеспечиваться интернетом через спутник. К работе спутника и, соответственно, к «Ростелекому» у нас есть профессиональные вопросы. Мы считаем, что качество связи спутниковой может быть лучше, гораздо лучше. И «Ростелеком» знает где и, знает, что мы знаем. И мы ждём от него соответствующих действий. Пока ждём.

 Позже будем добиваться того, что положено.

— Согласно посланию, схема социального контракта с нашими небогатыми согражданами должна быть распространена на всю Россию, соответственно и на Магаданскую область. С моей точки зрения, это совершенно новое дело и оно выглядит для органов власти, наверно, самым сложным. Это требует и большого количества специалистов, которые будут этим заниматься, и их высокой подготовки. Просто много времени придётся разбираться с каждой жизненной историей отдельно и подробно. Как вы видите внедрение этой схемы в Магаданской области?

— Мы анализировали в 2019 году, исходя из параметров или нормативов оценки, что такое уровень бедности. Сделали анализ и знаете с чем столкнулись? Очень интересный факт. Около 25% семей, которые проживают на уровне бедности, считаются бедными или могут считаться, по тем стандартам, которые есть в Российской Федерации, в этих семьях родители имеют высшее образование.

Для нас это было, если хотите, шоком. Ответы на вопросы мы не получили. Это право каждого определять, где и как он работает сегодня. Это право каждого. Но выход здесь есть и искать можно.

Те меры социальной, беспрецедентной социальной поддержки, этого не было, на этом настоял президент. На тех изменениях, о которых мы с вами говорили. На этих суммах, суммы были просчитаны, они и реальные. Настоял президент — Владимир Владимирович Путин. Это тоже мера поддержки. Мы говорили, и питание в школах — это мера поддержки семей, которые испытывают определённые трудности в доходах.

Практика в России сегодня реализуется, можно её ещё и назвать «опытная» практика – социальный контракт,. Он заключается с двух сторон. С одной –семье оказывается помощь, человеку оказывается помощь, а с другой –  гражданин берёт на себя определённые обязательства: трудоустроиться на работу, если он нигде не трудоустроен, пройти переобучение,  пройти курс лечения, если это требуется. 

42 семьи, были в прошлом году заключены договора, это касалось 165 человек. Я думаю дело всё-таки не в самих деньгах, а в том, чтобы вместе со взрослыми членами семьи добиться того, чтобы было получено необходимое образование. Такие возможности у нас есть, с учётом потребности в профессиях на рынке и трудоустройства. Мы тоже здесь готовы оказывать содействие, но, наверное, главные требования, со стороны уже будущего работодателя – требование к трудовой и производственной дисциплине. Здесь люди должны понимать, что обязательства и ответственность — с двух сторон.

Хочу сказать, что на 2020 год сумма единовременной поддержки увеличилась до 60 тысяч рублей и я думаю, что эту практику надо шире внедрять, но и продолжать анализировать то, что у нас происходит на рынке труда и заработной платы. Надо бороться с серыми зарплатами.

Что касается бюджетной сферы, то в прошлом году на решение этих задач дополнительно, не смотря на сложности с бюджетом, было выделено более 400 млн рублей. Вы знаете, это так называемые 5 тысяч губернаторских. И я просто хочу отметить, что мы самостоятельно приняли решение и индексацию заработной платы на 4% делали не с 1 октября, а с 1 января. Эти средства были направлены как раз на решение проблем с бедностью.

Я поставил задачу уже на 2020 год для Министерства труда проанализировать, как эффективно и насколько грамотно были использованы эти 5 тысяч. Потому, что основное требование было добавление в постоянную часть заработной платы. Постоянная потому и называется постоянной, что её отменить и переменить нельзя.

Не везде, как мне доложил министр труда, это было выполнено. Опять это получилось в здравоохранении. Там есть объяснения, хотя объяснений, еще раз повторяю, на мой взгляд, быть не может. У нас сегодня есть поручение президента не менее 55% должно быть в постоянной части в заработки врачей и медицинского персонала. Здесь, кстати, сделаны методики Министерством труда Российской Федерации. Во всяком случае, мы знаем, что они сделаны. Нас проинформировали. Мы их пока не получили. Эти методики должны использоваться как  в системе здравоохранения, так и в системе образования. Получим, проанализируем, обеспечим внедрение.

На этот год, если говорить о Магаданской области, Министерство экономики и Министерство финансов должны закончить оценку перспектив дополнительных доходов. Это только перспективы. Мы пойдем на то, чтобы принять решение. Это будет сделано в ближайшее время, чтобы повторить то, что мы делали в 2019 году. У них поручение изыскать, через работу над дополнительными доходами, 500 млн рублей на решение цели роста заработной платы у низкооплачиваемой категории трудящихся.

Но зарплата — это настолько деликатная вещь. Мы сегодня, я считаю, в 2019 году, подтягивали зарплату тех, кто получал меньше 40 тысяч рублей. Вопрос от людей: «Вот они получали меньше чем я, а сегодня получают почти столько же, сколько я». Это очень деликатный вопрос. Справедливое решение этой проблемы и этих вопросов, которые задают люди, зависит от грамотных, ответственных, порядочных руководителей на местах, в ведомствах, учреждениях и так далее.

Мы внедряем сегодня систему цифрового учёта, чтобы следить за тем, что происходит. Следить в режиме онлайн. Через 2 месяца узнал, когда поступила там статотчётность, сдали бумаги. Уже поздно, как говорится, вмешиваться. Надо не допускать. Сейчас идёт активное внедрение цифры в бюджетные процессы в Магаданской области. Будем ждать результата в области контроля за распределением заработной платы.

— Большую часть послания президент посветил изменению Конституции Российской Федерации. В частности, должен быть прописан такой орган, как Госсовет, упомянутый в Конституции. Вы член Госсовета. На ваш взгляд, какие функции Государственного совета должны быть? Чем он может и должен отличаться от Палаты регионов Совета Федерации?

— Вы знаете, Палата, Совет Федерации или Государственная Дума — это законодательные органы власти. В конечном итоге, Совет Федерации окончательно одобряет те законы, которые готовит Государственная дума. Готовит, принимает Государственная дума. Они в дальнейшем проходят «фильтр» Совета Федерации. Для этого он и был создан. Верхняя палата законодательной власти.

Что касается Госсовета. Я полтора года участвую в его работе и на мой взгляд, формат в котором мы работали был довольно эффективным. В том числе и в законодательстве произошел ряд изменений, которые были инициированы Правительством. Понятно, что председательствует на Госсовете президент, он является руководителем Госсовета, но форма в которой мы работали, была предложена круглым столом, членами Правительства. До хрипоты обсуждали те или иные подходы к управлению, к решению конкретных проблем. Определяли дорожную карту и решения поставленных задач. И надо сказать, то положительное в решениях и действиях Правительства Российской Федерации, предыдущего Правительства, всё-таки много там было того, что предложили губернаторы, исходя из конкретных проблем. Иногда были ситуации, когда говорят: «Ребят, всё классно, но этот вариант он, наверно, приемлем для большинства регионов, но не учитывает особенности той же Магаданской области».

Например, я говорил об этом, когда фактически бюджет был уже запланирован. Строительство жилья взамен аварийному. Аварийное жильё до 1 января 2017 года. Так сложилось, что не занимались этим вопросом, не переводили жилье в аварийное, не работали комиссии, не оформлялись документы.Сегодня понимаешь, что это важно. Это задача, которую поставил Президент. Мы поработали — другие цифры. То же самое и по дорогам.

По жилью на Госсовете это было в Казани, приняли компромиссное решение. Спорили долго. Президент нашёл компромисс и предоставил возможность. Закончите — будете продолжать.

У нас появился для Магаданской области шанс закончить в 2020 году строительство жилья, строительство квадратных метров жилья, которые равно признанному аварийному до 1 января 2017 года и в 2021 году приступить к строительству жилья взамен аварийному. У нас их много. Которое было признано на январь 2019 года практически 200 тысяч – в 20 раз больше. Мы нуждаемся в замене большего количества  жилья, чем было запланировано изначально. Вот президент дал такую возможность. Это благодаря спорам в рабочих группах Госсовета. 

В этом плане Госсовет, направление его работы — это исполнительная власть. Потому что губернатор и правительство, прежде всего – это исполнительная власть. Несомненно, будет изменён формат работы, но то, что будет прописано в Конституции –  будет действительно повышать статус и ответственность за принимаемые решения Госсоветом. 

 

Радио Колыма
Fm 107.5
Play
Stop