Константин Зеленский: Дети привыкли к своему учителю, они нуждаются в диалоге, в эмоциональной поддержке и визуальном контакте

О том как проходит обучение старшекласников в дистанционном формате рассказал корреспонденту Колыма Плюс учитель истории и обществознания гимназии № 13 Магадана Константин Зеленский.
— Сегодня речь пойдет о дистанционном образовании. Для нас эта практика новая. С ней пришлось столкнуться и учителям, и детям, и родителям. Вы, как учитель, как оцениваете эффективность такого образования? Можно ли так чему-то научить детей и вложить в них знания?— Уже прошло 1,5 недели как используется этот опыт. Дистанционное образование не ново для современной России. С этим столкнулись старшеклассники, которые готовятся к экзаменам. Многие старшеклассники не могут найти себе дополнительные курсы, кружки по подготовке к экзаменам, не могут найти репетиторов и очень многие занимаются онлайн. Часть детей к этому уже готова. К этому оказались не готовы наши учителя. Не было такой потребности. Здесь и возникает вопрос эффективности, от того какая выбирается платформа и какие инструменты. Условно говоря, учителя разделились на две категории. Одни дают задания и просят к какому-то сроку их выполнить. Другие пытаются через разные платформы (Zoom, ClickMeeting, Skype) проводить уроки онлайн. Немного страдает качество, но сохраняется живое общение, контактная работа. В этом случае это образование более эффективно. Дети привыкли к своему учителю, они нуждаются в диалоге, в эмоциональной поддержке и визуальном контакте.Это лучше, чем с утра до вечера штудировать учебник, смотреть какие-то курсы и видеоуроки незнакомых им людей. Если мы идем по пути создания, насколько это возможно, полноценных уроков в формате онлайн-общения, здесь есть более высокая эффективность. Она сохраняется.— Сами дети как воспринимают такое обучение?— По-разному. Все зависит от ребенка. Некоторым нравится. Это касается детей, которые не очень контактные, немного закрытые.Есть такая шутка у учителей: есть дети, которых мы слышим только на последнем звонке и которые говорят «спасибо за 11 лет обучения».Вот когда они сидят дома, они раскрываются, могут пообщаться, что-то ответить или написать. Для них это комфортно. Детям, которые привыкли быть в центре внимания, это не очень нравится. Опять же, если учитель может создать позитивную атмосферу, если у него изначально был адекватный и уважительный диалог с учеником, даже экранная граница стирается и дети позитивной настроены.Я веду уроки в старших классах — 10-11. У меня проблем никогда не возникает. Иногда грешим тем, что выходим за положенные рамки в 30 минут. Но это уже больше не урок, а общение. Есть что обсудить. Дети делятся тем, как они переживают карантин, показывают фото и видео. Это интересно.— С вашего позволения, назову вас учителем-новатором. Вы часто общаетесь в социальных сетях со своими учениками. Это помогает налаживать связь с учениками?— Для меня Instagram — это открытие. Я когда приходил в школу 5 лет назад, все дети сидели в этом Instagram. А когда я его установил, мне понравилось, потому, что ты всегда можешь напрямую обращаться к детям, к большой аудитории. Ты можешь показаться не сухим и закрытым учителем. Дети могут увидеть в тебе человека, который так же гуляет, слушает музыку, так же любит ничего не делать, лежать на диване и смотреть фильмы.Дети любят реагировать на мои сторис, потому, что я люблю записывать какие-то юморные моменты, серьезные, образовательные. Не могу сказать, что тот контент, который я делаю, делаю специально. Я его делаю спонтанно от души и во многом и это получает позитивный отклик.Сейчас я такой опыт новый запустил, интересный для пробы. Посмотрел сериал «Слуга народа», где мой однофамилец играет. Он выбился из простого учителя истории. На примере этого сериала я начал объяснять различные темы, которые касаются обществознания. Объяснил тему дефолта, ролевого конфликта. Судя по комментариям, которые написали дети, им понятно и они хотят еще.— Мне кажется, современные школьники через социальные сети информацию впитывают лучше всего.— Да. Мы говорим о таком понятии, как блогерство. оно сегодня очень популярно. Специфика любого блогера в том, что он старается говорить не монотонно, а старается делать интересные видео, вмонтировать вставки из известных фильмов, использовать мемы, привлекать других популярных блогеров. Самое главное, чтобы это было кратко динамично и ярко.Если мы сегодня хотим быть понятными современному обществу, нам приходится перестраиваться. Формат долгих, монотонных и скучных лекций, даже несмотря на то, что это может быть очень интересная лекция или это известный человек, все равно — чисто психологически это воспринимается тяжело. Это не проблема лени. Это специфика мышления того поколения, которое попало в сегодняшнее информационное время.— Вернемся к дистанционному обучению. Понято, что это сложно для учителей и неожиданно для детей. Но мне кажется, что больше всего, в этой ситуации, пострадали родители. Они не понимают, что делать и как помочь своему ребенку.— Периодически мы обмениваемся разными картинками и видеозаписями, которые присылают родители. К сожалению, очень много негатива. Родители попали в ситуацию, когда они с ребенком находятся постоянно, 24/7. Вся та работа, которую должен был делать учитель, упала на них. Многие родители не могут выстроить нормальное общение со своим ребенком. У них не хватает терпения что-либо объяснить. Они не понимают, что каждый ребенок — это индивидуальность.Как оказалось, многие, как мне кажется, даже не знают своих детей.— Родители ведь уже позабыли все эти темы.— Да, позабыли, с одной стороны, а с другой — образование меняется. Например, в контексте ФГОС новые требования. Большинство родителей проходили либо старую советскую школу, либо получали образование в 90-е годы. К сожалению или к счастью, от этого уже отошли и есть другие требования.Дважды два четыре — это так и осталось, но вопрос в том как это объяснить сегодня современному ребенку. Это вопрос педагога и новых образовательных подходов.— Еще одна тема: телеуроки на телеканале Колыма Плюс. Вы один из первопроходцев и уже провели свои уроки в нашем эфире. Каково это, объяснять тему и вести урок зная, что аудитория не перед глазами, а по ту сторону экрана?— Первые три минуты я вообще не понимал, что происходит. Казалось, что я немного сошел с ума, потому что мне приходилось общаться с пустым классом и делать вид, что мне кто-то отвечает. Я пытался знакомые глаза вспоминать: Арину, Настю, Костю. Все равно ты встраиваешься и пытаешься находить общий язык. Не хватает диалога. Я никогда не относился к учителям, которые просто в форме монолога ведут урок. Я очень люблю задавать вопросы. Иногда и вопросы, выходящие за рамки темы. Иногда это перерастает в дискуссию или дебаты, мы можем не соглашаться и это нормально. Для меня такой урок — это урок, который получился. Здесь я мысленно задавал себе вопросы. Примерно понимал, что мне пытаются ответить. Старался, чтобы ребенок, который смотрит урок по ту сторону экрана, тоже успевал отвечать на те вопросы, которые я задавал. Очень тяжело перестроиться. Простая 30-минутная лекция для ребенка тяжела и невыносима.