Пётр Голубовский: Туризм в Магадане может основываться только на горнолыжной составляющей

О будущем проекта «Солнечный Магадан» и возможностях развития туризма и развития зимних видов спорта в Магадане рассказал корреспонденту «Колыма Плюс» директор по развитию компании «Тихрыбком» и «Маг-Си Интернэшнл» Петр Голубовский.
— Давайте поговорим о нашем «Солнечном Магадане». Как вы думаете, почему никто не вкладывается в это грандиозный, интересный проект?— Он грандиозный и интересный, но называть его инвестиционный, честно говоря, я бы повременил. Инвестиции — это когда у меня есть деньги, я вкладываю и хочу получить прибыль. Через какой-то момент. С учетом нашей специфики невозможно потянуть целиком весь этот объект, потому, что надо сначала построить хорошую гондольно-кресельную дорогу, а получателями, так называемыми бенефициарами, получателями прибыли будут те, кто будет кормить этих людей. Те, кто будет заниматься их транспортировками, гостиницами, таксистами, развлечениями, гиды на море и так далее.Все это объединить под одной крышей невозможно. Только продажа права проезда на дорогу, во всем мире эта практика покрывает где-то 25-30% от всего объема денег, которые будет тратить турист. Поэтому, найти 2, 3 или 4 млрд рублей, сделать замечательный комплекс и ждать, что он когде-то вернется именно от чисто транспортных услуг, к сожалению, нет.Во всем мире делается по-другому. Государство или крупные муниципалитеты, власти вкладываются в инфраструктурные проекты. В данном случае они занимаются конкретно дорогой. Сделали хорошую дорогу и потом понимают, что образовались рабочие места, люди платят налоги, приезжают туристы. Загрузка авиа, таксистов, предприятия общественного питания, отели строятся и так далее. И уже от этого совокупа, мультипликативный эффект, он гораздо превышает те затраты, которые понесло государство на этот инфраструктурный объект.В нашем случае мы находимся на стыке интересов потому, что народ надо задерживать на нашей северной территории. Надо чтобы было чем заняться и детям, и ветеранам, и инвалидам, а гондольная дорога – это кабинка. Это не то, что плывет по венецианским каналам. Гондола – это не лодка, а кабина. Туда можно закатить и коляску, подняться наверх и с ребенком, и людям с ограниченными возможностями. Это мощнейший и абсолютно необходимый драйвер роста. Это то, за что зацепившись, можно разворачивать полностью инфраструктуру по очень многим видам спорта.— Так почему не разворачивают? Почему не цепляются? У нас ведь для этого созданы все условия.— Делаются шаги в этом направлении. Проект «Солнечный Магадан» можно по-разному называть и обыгрывать, но посмотрим, что уже сделано. Во-первых, формируется общественно мнение, это немаловажно для такого проекта. Во-вторых, есть такая фирма «Доппельмайер», она контролирует в мире 50% канатных дорог. На территории России у нее представитель «Скадо», самарские канатные дороги. Они сначала делают мастер-план. Где и какие трассы должны проходить, какие подъемники, какой производительности, какой конструктивной схемы, где и какой надо поставить, а потом от этого уже танцуют. Энергоподключение, дороги технологические и так далее.— То есть, говоря простым языком, сначала отталкиваются от рельефа.— Да. Два года назад мы завлекли сюда специалистов. Я прошел с ребятами с самой верхней предполагаемой точки проекта. Они посмотрели и сказали: «вы живете в раю, у вас абсолютно уникальные условия» и они воплотили все это в мастер-плане. То есть мастер-план уже есть. С этим можно уже выходить на более серьезную ступень, на проектно-сметную документацию. Делать изыскания, изучить грунты. Представляете, какие у подъемника должны быть, чтобы на канате никто не отклонился. Это следующий шаг, но первый уже сделан.Мы движемся в правильном направлении, но этот проект — он на стыке. Здесь и демография, и здравоохранение, туризм, спорт.Недавно зашел в интернет: в России всего два федеральных центра подготовки по зимним видам спорта. Один на Урале, там годы по 35 метров в высоту, второй — в пригороде Санкт Петербурга, Кавголово. Там уже третий год не могут провести соревнования из-за отсутствия снега. И после этого мы хотим, чтобы у нас были какие-то результаты.У нас уже приняты решения и выделены средства на реконструкцию трамплинов. Кстати, магаданские трамплинисты очень неплохо смотрятся на уровне сборных, к примеру, Ленинграда или Москвы. Для нас это серьезный вид спорта. Где трамплин, там двоеборье: лыжи и гонки. На перспективу напрашивается и биатлон. Еще у нас есть условия для горнолыжного и сноубордического развития. Осмелюсь предположить, что лучших условий для федерального центра по подготовке к зимним видам спорта лучше Магадана просто нет.Январь очень холодный месяц, но начиная с февраля — март, апрель, май. Кто бывал летом на Арманском перевале видел наших сборников, туристов. Наверху плата натуральный снег и ребята там катаются и в мае, и в июне, и в июле на огромных просторах, под палящим колымским солнцем в белые ночи. Есть условия. Огромное эстетическое удовольствие и техническое — снег есть. Это натуральный снег, а нужно еще и заниматься снегогенерацией. Создавать искусственный снег, который будет гораздо дольше лежать, который удобнее формовать и который будет отвечать самым высоким стандартам.— Сегодня у нас с вами сложился очень откровенный разговор. У меня возник последний вопрос. Как вы считаете «Солнечный Магадан» когда-нибудь будет осуществлен? Например, через 10 лет. Можно ли смело говорить о том, что он будет жить?— После того, как сменилась команда в Правительстве Российской Федерации, министр более деятельный и, самое главное, спрос у него будет более четкий. Не абстрактные какие-то показатели, а результат. Я привел в пример цифра по курорту «Архыз». Когда вложили десятки миллионов рублей. Есть деньги в казне, один трлн недоосвоен один трлн двести млрд просто не смогли освоить.— То есть шансы у нас все таки есть?— Да. Надо грамотно подать наши рекреационные возможности, наше конкурентное преимущество. Сейчас административная команда в городе и в области, люди нацелены на то, чтобы территория обрела второе дыхание. Я глубоко убежден, что туризм в Магадане, в таком длинном хорошем развитии, может основываться только на горнолыжной составляющей. Наше северное лето короткое, не будет у нас пляжного туризма, и крокодиловых ферм не будет и в гольф мы тут играть не будем.Вчера цифра промелькнула: за январь-февраль на Байкале было 50 тысяч иностранных туристов. А чем Тауйская губа хуже Байкала? Шикарная горная линия, лед великолепный за счет приливно-отливных великолепные торосы, которых нет на Байкале. Плюс — условия для горнолыжки и рядом город.